13 сентября 2016

«Колючие» споры


 Ёжики на наших загородных участках в Средней полосе России не такая уж и редкость. Ну, живут себе и живут, кто их трогает то? А вот шведские защитники животных бьют тревогу: роботы-газонокосилки всё чаще и чаще калечат этих самых ёжиков, которые обитают на территории их загородных коттеджей.
  «Мы требуем запрет на работу газонокосилок-убийц»! - данная петиция, запущенная недавно в социальных сетях Швеции, получила широкую поддержку. Под ней уже подписалось более нескольких десятков тысяч человек, и их число неуклонно  растёт. Если волнение не утихнет, то парламенту Швеции после завершения летних каникул придется серьёзно заняться столь необычной проблемой.
 В Швеции сотни тысяч людей проживают или являются владельцами загородных вилл, окруженных аккуратно подстриженными газонами. Как правило, уход за травой осуществляется автоматическими газонокосилками-роботами, запрограммированными на срезание всего того, что растет на газоне, возвышаясь на несколько сантиметров над его поверхностью. Разумеется, что столь полезный садовый прибор помимо своего основного назначения может представлять большую угрозу и для обычных ежиков.
 Одной из первых тревогу забила Сюсанна Юхансон, ветеринар по профессии, проживающая в небольшом городе Мура в центральной Швеции. Через социальные сети Сюсанна обратилась к представителям среднего класса, проживающим в загородных домах и использующих роботов для стрижки газонов с просьбой выключать своих «монстров» хотя бы на ночь. По её словам, ежи воспринимают работающие газонокосилки как своих противников, сворачиваясь в клубок при их приближении.
Самоходные же агрегаты, принимают колючки ежей за траву и нещадно пытаются скосить последних, что называется «под бокс». Именно после таких ночных «сражений» раненых ежей приносят к ветеринарам, однако зачастую увечья настолько велики, что бедных животных приходится попросту усыплять.

  Из социальных сетей скандальная история перекочевала на страницы шведских газет, где за дело уже взялось Шведское общество защиты природы, призвавшее загородных домовладельцев не программировать свои аппараты на работу в ночное время, когда ежи наиболее активны, и занимаются поисками пищи. Между тем группа «борцов за права ежей» приступила к подготовке специальной поправки к закону, предусматривающей введения полного запрета на использование роботов-газонокосилок.

  Однако в социальных сетях разгорается полемика между владельцами загородных вилл и защитниками живой природы. По утверждению домовладельцев - дикая природа, защищенная многочисленными законами, берёт, что называется их за горло: в настоящее время владение загородным домом стало для многих настоящей проблемой. Так по рассказу одного из оппонентов «роботоборцев», деятельность поселившегося под его домом семейства барсуков привела к тому, что фундамент дома дал значительную просадку, и соответственно возникли многочисленные трещины на стенах.
Если ничего не предпринимать, то крыша может просто свалится людям на голову. Между тем, согласно закону, он не имеет права выгнать барсуков со своего участка, разрешено лишь переселение животных в гуманной форме. Длительное время домовладелец ведет бюрократическую и пока безрезультатную переписку на эту тему с различными ведомствами. «Защищая права животных, шведское правительство забывает о наших правах», - посетовал в заключении домовладелец.

 Товарищу по несчастью вторит  другая семья, которая также страдает от чрезмерно гуманного, по её мнению, отношения к представителям как дикой, так и домашней фауны: «У нас на участке поселились гадюки, а у нас в доме маленькие дети, которых мы просто боимся выпускать гулять одних, но убивать змей запрещено законом, который охраняет этих тварей.

Анекдотичная на первый взгляд  история противостояния ежей против газонокосилок стала причиной дебатов о том, где же должны проходить границы допустимого. Сторонниками разумного отношения к природе в этой связи был вспомнен закон, который был принят несколько лет назад, и продемонстрировавший явные перекосы в деле о защите животных.  В данном законе говорится  о запрете на сексуальную эксплуатацию животных, и о запрещении причинять им «физические и психологические» страдания. Кампания по введению закона началась с требования целого ряда ветеринаров и общественных деятелей по возврату в уголовный кодекс Швеции запрета на зоофилию, удаленного из УК ещё в 1944 году и защищавшего четвероногих от причинения им страданий.
 Тогда, несколько лет назад, защитниками прав животных, которых поддержал Союз ветеринаров и многие средства массовой информации, была начата успешная кампания против «зооманьяков», принуждавших к сексу кошек и собак, лошадей и овец, а также иную домашнюю живность. При том, никто не знал достоверно, существует ли подобная проблема, и в каких масштабах, чтобы ею начали всерьёз заниматься на уровне парламента и  правительственных экспертов. Защитники животных делали упор на сведения полученные от Союза ветеринаров, ежегодно фиксирующих порядка двухсот случаев поступления в ветлечебницы страны четвероногих пациентов с различными повреждениями в области половых органов, а также и на доклад шведского государственного ведомства по защите прав животных,  ссылавшегося на американские исследования, утверждавшие, что около 7-ми % всего мужского населения являются зоофилами.
 Благодаря новому закону были значительно расширены права животных. Так жокеям было запрещено использование хлыстов и плеток во время проведения тренировок и соревнований, фермеры утратили право привязывать домашний скот, а у цирковых артистов были отняты некоторые виды зверей, как например, слоны и морские львы, которым, по мнению законотворцев, тяжело переносить дрессировку,  и необходимо большое пространство.

  Многие из шведских фермеров восприняли победу «зеленых» как смертельный удар по всему национальному сельскому хозяйству. В одной из шведских газет представителем крестьянской центристской партии Ханной Мари Бьерклунд было высказано возмущение новым законом: «Данный закон является наиболее абсурдным проявлением нашего ханжеского отношения к природе и животным. В настоящее время в нашем обществе преобладает представление о животных, как о своего рода людях, которые одеты в шкуры и обладают такими же, чувствами и разумом, как и все мы». Фермерские организации, выражая протест по поводу нововведений, напомнили, что сельское хозяйство Швеции и без того с трудом  справляется с иностранной конкуренцией ввиду различных ограничений, призывающих к защите наших меньших братьев. 
 Знаменитая писательница Астрид Линдгрен незадолго до своей кончины добилась защиты кур на законодательном уровне. Благодаря её стараниям во всех птицеводческих хозяйствах стало обязательным применение просторных клеток для птиц, равно как и снабженные их насестами и опилками. Ко всему прочему, появился запрет на разведение кур, несущихся крупными яйцами, которые причиняют птицам боль. Ограничения также были введены и на предельную дальность расстояния при перевозке скота, на проведение некоторых научных исследований использующих животных и многое другое.

  Но и сегодня многочисленные правозащитники «тварей бессловесных» не успокаиваются. Так массовая организация в Швеции «Фронт освобождения животных» поставила своей целью полностью ликвидировать «концлагеря» для коров и свиней, кур и норок, равно как и прочих «жертв фашистского общества людей». На страницах своего сайта «Фронт» регулярно информирует об акциях по выпуску на свободу «пернатых и хвостатых», содержавшихся на фермах.

  В результате активной деятельности «зооэкстремистов» на грань умирания поставлена процветавшая ещё совсем недавно меховая индустрия Швеции. За 10 лет почти в 3 раза сократилось количество ферм занимающихся разведением норок и черно-бурых лис, работающих ныне исключительно на экспорт, поскольку многие из меховых магазинов в крупнейших шведских городах начали закрываться один за другим. Владельцы магазинов просто не выдержали нападок и оскорблений в свой адрес.
 По мнению представителей Объединения шведской торговли защитники природы превратились в своего рода преступные сообщества, мало чем отличающиеся от обычных мотоциклетных банд, и потребовали от правительства остановить их разрушительную деятельность.

 
Однако как показывает развитие ситуации, подобные обращения являются гласом вопиющего в пустыне. Нападки на владельцев роботов-газонокосилок, которые появились в социальных шведских сетях после душещемящих сообщений о «подстриженных ёжиках», подтвердило мнение пессимистично настроенной части населения страны на какие либо улучшения в том, что в современной Швеции простому человеку с природой и её защитниками лучше не связываться. Порвут, что называется в клочья, как ёжиков.
Ну, или как Тузик грелку.


 

Другие статьи по теме: